МБОУ "СШ № 33"
г. Норильск
  • Советы учителя-дефектолога

    Практический опыт показывает, что почти все дети с задержкой психического развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка не всегда являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

    Успешность адаптации зависит от общения ребенка с одноклассниками и учителем. Также с детьми с ЗПР проводит работу педагог-психолог, оказывает помощь учитель-дефектолог. Они проводят коррекционно-развивающие занятия для адаптации ребенка к учебе. Родителям, в свою очередь, важно понимать, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь лучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (учителю-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту) и как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, в которых нуждается ребенок и которые соответствуют его состоянию. При оказании помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дети с ЗПР легче адаптируются.

    В развитии психики особую роль играет эмоциональное состояние. При задержке психического развития детские эмоции отличаются неустойчивостью, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Поэтому развитие детей с ЗПР имеет свои особенности: одна из самых важных – невозможность длительной целенаправленной концентрации на каком-либо виде деятельности. Это свидетельствует о неустойчивой эмоционально-волевой сфере. Причиной такого состояния является низкая психическая активность ребенка. Проявляются отрицательные черты так называемого кризиса возраста и развития. Из-за этого контакты с другими людьми устанавливаются с большим трудом. Частые эмоциональные расстройства выражаются в страхе, тревоге и непредсказуемых действиях, совершаемых в состоянии аффекта. Кроме того, дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью, низким уровнем психических процессов и гиперактивностью. В большинстве случаев они несамостоятельны, требуют постоянного контроля при выполнении заданий. В процессе изучения особенностей развития таких детей стало очевидно, что симптомы ЗПР наиболее полно проявляются у старших дошкольников перед началом учебы. В это время в детском саду идет интенсивная подготовка к школе, проводятся занятия и тестирования, определяющие уровень развития. При условии своевременного начала занятий ЗПР у ребенка постепенно поддается полной коррекции и состояние достигает уровня обычных детей. При этом нужно в обязательном порядке устранить все причины, способствующие этому нарушению. В случае необходимости проводится специальное лечение.

    Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь… Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:

    Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается,  или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.

    Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

    Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.

    Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.

    Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

    Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.

    Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

    Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.

    Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.

    Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”. Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать.

    В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.

    Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:

    Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.

    Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.

    Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.

    Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени. Родителям необходимо помнить следующее: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie